Гражданская комиссия по правам человека
НАБЛЮДАТЕЛЬ В СФЕРЕ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ
Hello world!
18+
ГРАЖДАНСКАЯ КОМИССИЯ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Мы используем cookie на нашем сайте. Если вы продолжите навигацию по сайту, это значит, что вы с этим согласны.
OK

Михаил Кукобака: психиатрия является очень удобным дополнением к репрессивной системе

Система психиатрических лечебниц в России, куда людей помещают нередко с нарушением законов, порой без всяких медицинских на то оснований, где пациентов лечат препаратами разрушающими их здоровье, была унаследована от советских времен. Тогда психиатрию государство нередко использовало для борьбы с политическими противниками, инакомыслящими. Что изменилось с тех пор, является ли психиатрия инструментом подавления в руках нынешних властей, соблюдаются ли в психушках права человека? На вопросы главного редактора журнала "За гранью изведанного" Сергея Путилова отвечает бывший советский диссидент, человек не понаслышке знакомый с карательной психиатрией Советского Союза Михаил Кукобака.

- Михаил Игнатьевич, скандальная история произошла в Воронеже накануне 9 мая. Местного активиста Дмитрия Воробьевского, известного своими акциями в поддержку политзаключенных, а также с требованием отставки президента Путина, насильно госпитализировали в психоневрологический диспансер. Можно ли сказать, что российская психиатрия возвращается к советской практике использования медицины для преседования инакомыслящих?

- Судя по законотворчеству последних лет, Власть упорно стремится вернуть нас в «советское» прошлое. И не без успеха. По сути, вернулись в УК пресловутые «190-прим» и статья «70», лишь под другими цифрами и чуть изменённым словесным оформлением. Естественно, и карательная психиатрия восстановила свои, ненадолго утраченные позиции. Время от времени, появляются сообщения о принудительных псих - экспертизах. И впоследствии, изоляция в психушку разного рода протестантов. Мой личный пример также свидетельствует о преемственности сегодняшней практики с прошлой, советской. Начиная с 2006 года, и по 2014-ый я не смог получить доступ к материалам экспертизы за 1970 год. Материалы эти находятся в институте Сербского, и нынешний директор этого «института» г-н Кекелидзе Зураб Ильич категорически отказывается допустить меня к архиву. Причём, я прошёл все ведомства Минздрава, а также обращался в ФСБ, МВД, Прокуратуру – бесполезно. Прошёл все судебные инстанции, вплоть до КС РФ – бесполезно.

- В советское время Вы активно проявляли свою гражданскую позицию, выражая несогласие с официальной линией "партии и правительства", за что были отпарвлены на принудительное психиатрическое "лечение". Как это произошло?

- В 1969 году пытался отправить за кордон статью, описывающую так называемую «советскую действительность». В апреле 1970 арестовали и обвинили по 190-прим. Принудительно отправили на экспертизу в Сербский. Суд признал меня «социально особо опасным для общества» (цитата из Приговора) и отправил в спецпсихушку тюремного типа. В целом, «гонорар» за статью составил чуть больше шести лет.

- Считаете ли Вы, что систему принудительной госпитализации следует вообще запретить? В то же время, следует признать, что карательная психиатрия нередко используеся в корыстных целях. Ко мне недавно обратился адвокат молодого человека, которого упрятали в психушку за то, что он делал ремонт и это не понравилось его соседке. Которая написала на него "коллективную" жалобу. В итоге парня забрали в психушку. Нередки случаи, когда с помошьюю принудительной госпитализации "решаются" квартирные вопросы, родители помещают туда своих детей, чтобы снять ответственность за воспитание и содержание.

- Что касается проблемы принудительного лечения, это довольно деликатная тема. И она может позитивно решаться лишь в демократическом обществе. Если исходить из гуманистических мотивов («благих намерений»), то привлечение психиатрии в уголовное судопроизводство имело целью дать дополнительную возможность на ЗАЩИТУ обвиняемого, в спорных ситуациях. В этом случае, инициатива проведения псих - экспертизы может исходить лишь со стороны защиты: адвоката, родственников и т.д. И естественно, по воле самого обвиняемого. И никак не принудительно. Но, как и в советском прошлом, так и сегодня пси-экспертиза проводится, как правило, по требованию стороны Обвинения (исключения мне неизвестны), и нередко вопреки воле подследственного. Здесь простор для злоупотреблений в любую «сторону». На мой взгляд, человек совершивший преступление подлежит изоляции от общества, независимо от «болезни». И скидок, на так называемое «излечение» быть не должно. В период пребывания в спец - психушке наблюдал, как «отмывались» зверские преступления сынков чиновников. Предположительно, за взятки профессорам из Сербского или по «звонку» от влиятельных лиц. В то время, как простой работяга за проступок тянущих на 15 суток по максимуму, мог по воле «врача» пробыть в психушке несколько лет. Подозреваю, что подобная практика сохранилась в инст. Сербского и поныне. Потому и секреты даже из 70-ых годов г-н Кекелидзе оберегает. Что касается лечения в изоляции, то кулуарности в лечении, разных «секретов» и принудиловки быть не должно. Всё должно быть максимально открыто для контроля, как родственниками, так и общественностью, независимыми врачами. Это снизит злоупотребления со стороны психиатров.

- Можно ли надеяться, что в России психиатрия перестанет быть "государством в государстве" и права человека буду соблюдаться в этой крайне закрытой для гражданского контроля системе?

- Как в советское время, так и сегодня, психиатрия является очень удобным дополнением к репрессивной системе. Признанного «псих - больным», можно в любой момент подвергнуть изоляции, минуя громоздкую (и не всегда желательную) судебную процедуру. Это является дополнительным инструментом для шантажа. Лично меня два раза помещали в психушку (в 1976-77 г.) за распространение ВДПЧ, за помещение над своей кроватью в общежитии фотографий ген. Григоренко, акад. Сахарова. Далее, под предлогом «болезни» можно игнорировать любые жалобы человека. Важное значение в России (в отличие от Запада) является дискредитация личности человека, побывавшего у психиатра. Даже не столь важно, принудительно направили или сам обратился. Психиатрия - весьма спорная область медицины. И существовать, не принося вреда людям, она может лишь при максимальном контроле со стороны общества. И конечно, при минимуме «секретов» при лечении, если возникнет в этом необходимость.

Автор: Михаил Кукобака.

Источник: http://ezhemesjachnyj-intellektualno-poznavatelnyj-zhurna.mozello.ru/